Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы предполагает настойчивый и кропотливый сбор данных об учениках. Помочь в этом нелегком труде учителю или школьному психологу может эта статья.

  • Содержание
  • Основные сведения, включаемые в характеристику класса начальной школы
  • Психолого-педагогическая характеристика 1 класса (образец)
  • Характеристика 2 класса
  • Характеристика 3 класса
  • Характеристика 4 класса

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, отражающая педагогические и психологические результаты исследований – это основополагающий документ начальной школы, без которого невозможно получить впечатление о классе в целом и об учениках, его составляющих. Характеристика класса позволяет раскрыть сильные стороны коллектива и определить слабые места, требующие педагогической коррекции.

В психолого-педагогической характеристике важно все: чем больше сведений об учащихся, тем объективнее документ.

Характеристика несет информацию о поведении детей и их успеваемости, об интересах и способностях, о физическом и умственном развитии.

Информацию можно получить из личного дела, из материалов классного журнала, путем непосредственного наблюдения за учениками во время уроков и во время внешкольных мероприятий, с помощью тестов, анкет и специальных психологических методик, а также беседуя с учениками и их педагогами.

Исключительно важной будет педагогическая характеристика класса для нового учителя, к которому сформировавшийся класс пришел впервые, а также для педагогического состава школы в целом. Огромную пользу представляет характеристика класса для плана воспитательной работы, который ежегодно составляют классные руководители.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Основные сведения, включаемые в характеристику класса начальной школы

Общая информация о классе:

  • дата формирования класса;
  • возраст и пол учащихся;
  • степень готовности детей к школе;
  • информация о семьях детей;
  • количество часто болеющих детей, наличие в классе детей-инвалидов.

Направленность деятельности класса:

  • какой вид деятельности является в классе предпочтительным – общение, познание, труд или другие;
  • какова роль класса в жизни школьника (потребность в самореализации, желание выделиться, подражание другим, потребность в общении, получение поощрения);
  • существуют ли в классе традиции, нормы и ценности, какова роль класса среди других классов школы;
  • ведется ли в классе общественная работа и как к ней относятся школьники;
  • как класс проявляет себя во внешкольных мероприятиях.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Учебная деятельность в школьном коллективе:

  • отношение школьников к учебе;
  • уровень успеваемости класса, умение работать самостоятельно;
  • контроль над успеваемостью со стороны учителей, родителей и одноклассников;
  • взаимопомощь (организация и формы);
  • дисциплина класса (формы, причины нарушения дисциплины и методы воздействия на нарушителей со стороны учителей и одноклассников);
  • отношение класса к отличникам, лидерам, прогульщикам, двоечникам.

Межличностные отношения в классе:

  • насколько дружен класс (основа взаимоотношений – местожительство, общие интересы, учеба, взаимопомощь, место за партой);
  • отношения между мальчиками и девочками;
  • существуют ли в классе группировки по интересам, их характеристика (ценности, нормы поведения, способы самовыражения), отношения между группировками;
  • есть ли в классе «отверженные» (количество, причины неприятия);
  • как учащиеся строят отношения между собой, с учителями, с родителями;
  • существует ли в классе солидарность в решении вопросов жизни коллектива;
  • есть ли у школьников потребность во встречах с одноклассниками за стенами школы;
  • причины конфликтов между школьниками, способы их разрешений.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психологический климат в школьном коллективе:

  • комфортно ли учащимся в классе;
  • насколько в классе выражена терпимость к иному мнению, добры ли ребята друг к другу, важны ли для них такие категории как честность, ответственность, чувство такта, уважение к другому человеку, понятие долга и достоинства;
  • могут ли ребята объединяться для того, чтобы решать общие задачи, насколько быстро им это удается, доводят ли школьники начатое до конца.

Выводы и предложения:

  • общая оценка класса;
  • плюсы и минусы класса;
  • предложения по совершенствованию класса.

Каждый учебный год школьный коллектив, на который составлена психологическая характеристика класса, меняется в большей или меньшей степени.

Приходят новые ученики или уходят старые, меняются педагоги, дети взрослеют, привыкают к каждодневным занятиям и самоконтролю, учатся сосуществовать рядом длительное время, определяются с выбором друзей и недругов.

Педагог начальной школы хорошо знает своих учеников и дополняет психолого-педагогическую характеристику новыми фактами.

Именно поэтому характеристики начальной школы 1, 2, 3 и 4 классов будут отличаться друг от друга в зависимости от того, настолько увеличивается количество существенных факторов, необходимых для построения реальной картины.

Для примера, можно взять характеристику 1 класса обычной школы и на ее основе показать, как будут меняться характеристики во 2, 3, и 4 классах.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика 1 класса (образец)

Представленный ниже образец характеристики класса поможет грамотно и с минимальными временными затратами составить информативный документ на любой класс начальной школы.

Средняя школа № 1 г. Смоленска. 1 «А» класс. Классный коллектив образован в 2011 году. В классе 25 человек — 15 мальчиков и 10 девочек. 20 детей – 2004 года рождения, 5 – 2005 года. До поступления в школу 22 ребенка посещали детский сад, 3 ребенка находились на домашнем воспитании. 10 детей прошли подготовку к школе на базе данного учебного заведения.

  1. 20 детей из полных семей, 5 детей из неполных.
  2. Из многодетных семей 3 мальчика.
  3. В классе три девочки с ослабленным здоровьем и один мальчик с хроническим заболеванием.

Дети, в большинстве своем, достигли семилетнего возраста и готовы к школе. Среди шестилеток четыре мальчика с низким уровнем готовности к школе. В классе 18 детей умеют читать и писать, 4 человека читать не умеют совсем, 3 читают очень медленно. Основной вид деятельности класса – познание (учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. В классе складываются свои традиции – поздравление именинников, девочек с Международным женским днем, мальчиков с Днем защитника Отечества. Ребята посещают музеи и библиотеки, детские театры и выставки. Учеба большинству первоклассников дается легко. 7 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. В классе 6 школьников имеют высокий уровень подготовки. Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога. Дисциплина в классе неплохая. Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки. Адаптация в школьном коллективе проходит легко. У детей складываются хорошие дружеские отношения. Мелкие стычки могут возникать на перемене, но школьники научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу. Большинство детей обладают высоким уровнем коммуникативности, 2 мальчика и 2 девочки застенчивы и трудно идут на контакт. Между девочками и мальчиками нет конфликтов. Дети постепенно собираются в группы по интересам. Выводы: необходима грамотно выстроенная работа по адаптации первоклассников к школьной жизни. Ученикам необходимо научиться сосуществовать в коллективе, воспитать у них чувство дружбы и товарищества.

Характеристика классного коллектива 1 класса на начало учебного года, в первую очередь, призвана помочь учителям оказать детям необходимую помощь в адаптации к школьной жизни, развить у них желание и умение учиться. 

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Характеристика 2 класса

Психолого-педагогическая характеристика 2 класса начальной школы будет содержать те же сведения о численности и составе класса (смотрите пример выше). Если в класс пришли или из класса выбыли ученики, педагог должен отразить эти сведения в характеристике.

Характеристика 2 класса от классного руководителя, готовая к использованию в учебно-воспитательной работе, должна содержать информацию об успеваемости, в ней должны быть выделены ученики, у которых существуют трудности в обучении.

Опытный педагог проанализирует отношения между школьниками, даст характеристику лидерам и детям, которых отвергают. Если в классе появились микрогруппы, учителю важно понять, на какой основе они созданы, и какие нормы поведения в них приняты.

Необходимо определить ощущают ли школьники себя коллективом и насколько активно участвуют в школьных мероприятиях?

Выделив плюсы и минусы школьного класса, педагог будет планировать методы и способы дальнейшей работы с классом в следующем учебном году.

Характеристика 3 класса

Психолого-педагогическая характеристика 3 класса вновь отразит сведения о численности и составе класса.

В характеристике будут данные об успеваемости, сведения о неуспевающих школьниках, и мероприятия, направленные в помощь таким учащимся.

Педагог сделает выводы об уровне дисциплины в классе, о творческом потенциале школьников, об активном либо пассивном участии в школьных мероприятиях.

Важной будет информация о том, дружен ли коллектив, насколько школьников волнуют проблемы их одноклассников, стараются ли они помочь друг другу? Каковы отношения внутри микрогрупп? Остались ли прежними лидеры в классе, и изменилось ли отношение школьников к «отвержденным»? Насколько комфортно школьникам в классе?

Педагог будет планировать учебный процесс и психолого-педагогическую работу с учетом возрастных и педагогических особенностей детей.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Характеристика 4 класса

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса начальной школы будет отличаться более пристальным вниманием педагога к успеваемости в классе. Значимым будет то, насколько серьезное отношение к учебе выработалось у школьников за эти годы. Учитель отразит сведения о дисциплине в классе. Расскажет о том, какие традиции сложились в школьном коллективе.

Важной будет информация об активе класса – кто в него избран, авторитетны ли избранные для своих одноклассников? Удается ли активу планировать и проводить совместные мероприятия? Умеют ли школьники высказывать свое мнение, защищать свою точку зрения, формировать свое отношение к поступкам одноклассников, оценивать свою работу и работу других? Необходимо отразить в характеристике, насколько дружен класс, существуют ли конфликты внутри микрогрупп и между ними. Есть ли в классе изгои, комфортно ли школьникам в своем коллективе? Часты ли конфликты и как они разрешаются? Дружат ли дети за пределами школы? Ответы на все эти вопросы должна содержать психолого педагогическая характеристика класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы уникальна тем, что составляется на новый, только формирующийся школьный коллектив.

Опытный педагог видит зарождающиеся отношения между школьниками, лучше понимает причины конфликтов, может корректировать поведение школьников с самого раннего школьного возраста.

Опытный педагог способен направить энергию младших школьников в нужное русло и определить векторы дальнейшего развития класса.

Как научить школьника учиться? Школьный курс «Мир деятельности»

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7956-psixologo-pedagogicheskaya-xarakteristika-klassa-nachalnoj-shkoly.html

Психолого-педагогическая характеристика класса. Общие рекомендации и образец составления

Образование 27 февраля 2015

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика класса будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее.

Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся.

Как же составляется психолого-педагогическая характеристика класса? Образец и общие рекомендации вы найдете ниже.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Общие рекомендации

Педагогическая характеристика – это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.

Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.

Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.

Принцип комплексности

Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими.

Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом.

Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.

Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Принцип гуманизма

Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению.

Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом – не навреди.

Принцип объективности

Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности – каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика класса: план

По какому же плану составляется характеристика школьного класса? Предлагаем вашему вниманию следующую ее программу.

  1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
  2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
  3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
  4. Сведения об уровне воспитанности учеников.
  5. Указание микрогрупп в коллективе, характеристика их образования и взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
  6. Статусная и социометрическая характеристика класса.
  7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
  8. Уровень коммуникативной культуры учеников.
  9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
  10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках.

А теперь представим конкретный пример того, как выглядит психолого-педагогическая характеристика класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Психолого-педагогическая характеристика класса: образец

  1. 10 «А» класс средней школы №15 города Санкт-Петербурга был образован в 2003 году. Первым классным руководителем его была Иванова Алла Сергеевна. В 2008 году руководство приняла Семенова Ольга Петровна.
  2. В 10 «А» классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10 — девушки. Всем ученикам исполнилось по 16 лет.

  3. Лидерами в классе являются Яковлев Александр и Соловьев Антон. Якушева Вера, Вусько Александра и Ефимова Ольга — актив класса. Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни школы.
  4. Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих дисциплину.

  5. Лидеры и актив группы представляют собой основные «ячейки» класса. Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще в младшем школьном звене.

  6. С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в классе, «звезда» — Якушева Вера, предпочитаемые — Ефимова Ольга, Соловей Вероника, Гунько Виктор, Славский Яков, изолированный — Дорошкевич Иван.
  7. Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок.

    Дружба и коллективная ответственность за жизнь класса преобладают в ценностных ориентациях учеников.

  8. Коммуникативная культура класса на высоком уровне.
  9. Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.
  10. Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 «А» класса.

Так выглядит психолого-педагогическая характеристика класса, но это всего лишь «каркас» документа. Сведения все-таки лучше подавать в развернутом виде, тогда характеристика станет более информативной.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/187180/

Для чего нужна психологическая характеристика класса? :

Характеристика класса составляется с максимальным учетом психологических особенностей учащихся на основании показателей, отражающих особенности коллектива, такие как распределение социальных ролей, сплоченность, особенность распределения обязанностей между его членами. Она позволяет выявить как сильные стороны класса, так и определить его потенциальные проблемы и основные векторы дальнейшего развития. Характеристика класса позволяет педагогическому составу школы получить максимально целостное представление о нем.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса

Характеристика класса должна содержать сведения о количественном, гендерном, возрастном составе класса, данные об успеваемости учеников. Описываются ключевые моменты истории его формирования.

Немаловажным пунктом характеристики также является мотивация и направленность класса.

Какую роль школа и класс играют в жизни каждого из учеников? Насколько сильна потребность каждого из учеников в общественной работе, каково их отношение к поручениям такого типа? Существенно ли место класса в жизни школы в целом?

Важным этапом написания характеристики класса является проведение методики социометрии. Она позволяет установить распределение лидерских позиций в классе, выделить его актив, разобраться в специфике взаимоотношений учеников в классе. Насколько сильно различаются формальная и неформальная структура класса? Насколько положительна роль актива класса?

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Насколько ответственно ученики относятся и учебной и трудовой деятельности? Существует ли у учащихся потребность и заинтересованность в совместном труде? Насколько выражена профессиональная направленность учеников?

Характеристика на класс обязательно должна включать данные о товариществе и дружбе в классе. Существуют ли в коллективе неформальные группировки? Какие мотивы выступают в качестве объединяющих?

Какова оценка психологического климата в коллективе? Каким образом строятся отношения учащихся между собой, с родителями, учителями, другими работниками школы? Довольны ли ученики атмосферой, царящей в школе и межличностным общением? Существуют ли в классе неформальные лидеры, к которым тянутся остальные учащиеся?

Отличается ли классный коллектив единым мнением, выработанным по тому или иному вопросу? Развита ли в классе критика и самокритика? Способны ли ученики к критике и самокритике?

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Характеристика класса начальной школы, среднего или старшего звена должна отличаться индивидуальными особенностями по мере того, как вырастает количество значимых факторов, учет которых значим для построения максимально реалистичной и приближенной к действительности картины. Она должна содержать сведения об индивидуально-возрастных особенностях каждого ученика, его поведении, возможных трудностях, возникающих в процессе учебы.

Характеристика класса должна включать сведения об активе класса и распределении в нем ролей.

Источник: https://www.syl.ru/article/96256/dlya-chego-nujna-psihologicheskaya-harakteristika-klassa

Психолого-педагогическая характеристика класса

Муниципальн олна сурhулин учреждень 2-гч дундын олна сурhулин школ Городовиковск балhсн Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»

359052 Республика Калмыкия, г. Городовиковск, улица Чкалова, 3 тел: (8-847-31) 9-11-54

E –mail mou.gsoshv2@mail.ru

  • Психолого — педагогическая характеристика
  • 10 класса
  • 8 учащихся; из них мальчиков-4, девочек-4.
  • Краткая характеристика класса:

Классный коллектив сформировался в 5 классе. Слияний классов не было, так как в школе по одному классу-комплекту. С 5 класса сменилось два классных руководителя. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, зачастую проявляют самостоятельность.

Лидеры –Пулбери Наталья и Кобзева Анастасия активно влияют на жизнь класса. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Пулбери Анастасия, Мухлаев Очир.

Пассивность и ленивость свойственны Кочкину Олегу. Второгодников нет.

Возраст 15 — 16 лет. В классе четверо ребят (50%), которые являются воспитанниками детского дома. Все учащиеся класса 1995-1996 г.г. рождения что, безусловно, оказывает большое значение на их взаимоотношения.

В классе есть ребята с хроническими заболеваниями, не все ученики относятся к основной группе здоровья. Двоим детям противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки.

Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.

Достижение намеченных целей происходит при непосредственном участии педагогического коллектива, который по сравнению с прошлым годом практически не изменился.

Ребята с большим уважением относятся ко всем без исключения учителям, но особенно ученики прислушиваются к мнению своего учителя истории и классного руководителя Лайпановой В.Л.

Она всегда готова помочь ребятам в решении различных вопросов, не только учебных, но и касающихся жизни вне школы. Наблюдая за их отношениями видно, что учитель и, тем более, учащиеся дорожат этой дружбой.

К моменту написания психолого-педагогической характеристики можно сказать, что коллектив класса достиг определенного уровня развития. Несмотря на все достоинства взаимоотношений учащихся нельзя еще говорить об их идеальности и совершенности.

Список 10 класса

Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примерыПсихолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Ф.И.О. Дата рождения Место рождения Домашний адрес, телефон. Паспортные данные
  1. Категория семьи (полная/ неполная:
  2. одинокая мать, вдовы, разведена),
  3. многодетная, обеспеченная/
  4. малообеспеченная
1. Астапов Ринат Олегович Татарин 11.06.1996

  • Большой Царын
  • Октябрьского района
  • Республика Калмыкия
  1. Городовиковский детский дом
  2. 1-й микр-он, д. 46
  3. 93-0-26
8510 428004 ТП ОФМС России по РК в Городовиковском районе

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-klassa.html

Психолого-педагогическая характеристика класса.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17 Психолого-педагогическая характеристика класса: образцы и примеры

Закажите работу сегодня со скидкой до 5%

1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Сельская основная общеобразовательная школа. В 8 классе 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Их возраст колеблется от 14 до 16 лет.

Успеваемость в классе средняя. Второгодников нет, но 3 ученика успевают слабо, имеют существенные пробелы в знаниях. У 5 учеников знания фрагментарные, и только у двух они носят систематизированный характер. В новых ситуациях применять знания не умеет никто, самостоятельно выполнять задания по образцу могут 4 человека.

Остальные постоянно нуждаются в контроле и помощи учителя. Учащиеся испытывают затруднения в работе с учебником; 2 ученика могут осмыслить материал и выделить главное, 3 человека имеют хорошую память и запоминают содержание материала, не всегда его понимая; остальные учащиеся с учебниками вообще избегают работать.

Недостаточно сформировано умение планировать свою деятельность, не умеют анализировать результаты своего труда.

Работоспособность средняя. Самоорганизация – низкая. Класс недисциплинирован, на уроках мало активен. Лидерства как такового нет, сильные ученики стараются слиться с остальным коллективом. Мотивация к учению очень низкая. Ребята инертны, пассивны.

Класс не представляет единого целого, имеет ряд отдельных группировок, которые мало общаются друг с другом. Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него одного, не считаясь с интересами других. В классе выделяются две девочки, которые часто нарушают этические нормы поведения. Остальные держатся по отношению к ним отстраненно.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Городская гимназия. 11 класс, гуманитарный, 25 человек: 7 мальчиков и 18 девочек. Класс имеет практически постоянный состав, начиная с 5 класса (некоторые учащиеся перевелись в другие классы или перешли в другие школы, есть двое новых учащихся, попавших в класс в этом учебном году).

Большинство семей хорошо материально обеспечены, почти все семьи полные, социальное положение родителей довольно высокое. Классный руководитель ведет класс третий год. До этого был другой классный руководитель, который с учащимися обращался «как с маленькими», поэтому класс несколько инфантилен и «избалован».

К новому классному руководителю школьники относятся с уважением.

Большинство учащихся в классе имеют довольно завышенную самооценку, что создает дополнительные трудности. Есть «сложные» дети: двое детей находятся под опекой дедушек и бабушек, одна девочка до этого года обучалась на дому.

В классе есть староста, которая отвечает за дежурство, отмечает отсутствующих, выполняет поручения классного руководителя. У старосты с неформальными лидерами, которых в данном классе довольно много, часто возникают конфликты.

Дисциплина в классе удовлетворительная, хотя иногда и возникают проблемы.

Успеваемость средняя: 2 отличника, 4 троечника, остальные учатся хорошо, на 4-5. Уровень сформированности учебной деятельности средний. 4 ученика (троечники) имеют фрагментарные знания, применять их могут только имея образец.

У большинства учащихся (обучающихся на 4-5) знания систематизированы, но в незнакомых ситуациях применять их затрудняются. Отличники способны работать на творческом уровне. Более половины учащихся затрудняется в планировании и анализе собственной деятельности.

Класс затрудняется выполнять самостоятельно задания в отсутствии учителя.

Учащиеся проявляют склонность к гуманитарным предметам. Довольно низкий уровень сплочённости, так как в классе 6 неформальных лидеров и много группировок. Большинство учащихся данного класса не желает принимать участие в общешкольной жизни. Эмоциональный настрой в классе неровный. Учащиеся друг к другу относятся либо нейтрально, либо ревниво следят за успехами других.

3. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Школа в поселке городского типа. 5 класс. 35 учащихся: 16 мальчиков и 19 девочек. На «4» и «5» учатся 20 человек, с одной «3» — 5 человек (из них у  человек «3» по русскому языку, у 1 – по английскому языку.) остальная часть класса имеет посредственные знания и учится без интереса.

Часть класса проявляет интерес к точным, а часть к гуманитарным наукам. Класс в состоянии выполнять учебные задания без учителя.

В плане учебной дисциплины класс очень непрост. Учась в начальной школе,  дети  привыкли рассуждать вслух, высказывать свою точку зрения в любой момент. Однако, любое мнение предлагается без всякой аргументации и, главное, без стремления выслушать мнение другого. Дети просто не слышат друг друга. Как правило, дискуссия тут же переходит в общий шум.  Т.о.

, выносить на обсуждение класса какой – либо вопрос приходится очень осторожно. В классе очень развито чувство соперничества, в открытую агрессию это не перерастает, но обиды случаются. К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом: с удовольствием готовят их и принимают участие в их проведении. Большинство учащихся класса любят читать.

Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Много внимания родители уделяют своим детям и дома.

Ребята проявляют склонность к групповым формам проведения досуга, они часто встречаются для совместного времяпрепровождения.

4. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Гимназия в районном центре. 8 «А» класс. 27 человек: 12 девочек и 15 мальчиков. Состояние здоровья у детей разное. Наиболее часто пропускали занятия по причине болезни пятеро.

Реже пропускали занятия, но часто дома жалуются на головные боли и усталость два человека. Пятеро детей в классе из многодетных семей. В неполных семьях воспитываются 8 учеников (одна мать).

Характер взаимоотношений между учениками, родителями и педагогами нормальный.

Учебный год закончили на «4» и «5» семь человек. С одной «3» по русскому языку – 3 человека, с одной «3» по математике – 2 человека. Две отличницы. Неуспевающих нет.

Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что только у пятерых ребят класса преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей.

Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются и очень гордятся тем, что они учатся в гимназии. У учащихся развиты навыки самостоятельной работы, проявляется способность к длительной сосредоточенной работе на уроке.

Ученики читают много дополнительной литературы. Почти все дополнительно занимаются иностранными языками (в гимназии функционирует факультатив и предметный кружок), музыкой или спортом; два человека посещают студию бальных танцев, два человека – художественную школу.

С удовольствием ребята участвуют в подготовке и проведении предметных недель, олимпиад (по истории, математике), конкурсов и викторин по предметам (особенно гуманитарного блока).

Учащиеся класса проявляют склонность к групповым формам организации досуга: посещениям театра, музеев, концертов, экскурсиям и т.д.

Характер взаимоотношений учеников класса неоднозначен. В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе.

В то же время в повседневном общении достаточно много жестокого, иногда даже грубости, и ребята спокойно — равнодушно к этому относятся. Порою учебный неуспех одноклассников встречает у большинства не сочувствие и желание поддержать, а некоторое злорадство. Староста класса является формальным лидером.

Ядро же класса составляют самые активные ученики, возглавляемые тремя неформальными лидерами.

5. Психолого-педагогическая характеристика класса.

8 класс МОСШ в районном центре. В классе 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. С первого класса школьники обучаются вместе. Пять учеников, составляющих выборный актив класса, во главе со старостой, являются только формальными лидерами. В классе существует несколько микрогрупп учащихся, объединенных по общности внеклассных интересов.

Самоуправление в классе не развито. Практически все виды деятельности, учебной и внеклассной, осуществляются под непосредственным контролем педагога и по его инициативе. Между собой ученики не враждуют, но и не стремятся поддержать дружеские отношения.

Девочки держатся в стороне от мальчиков своего класса, считая их «мелкими недоростками». А мальчики равнодушно и порой неуважительно относятся к одноклассницам. Общий эмоциональный настрой в классе спокойный, даже скорее инертный.

На социально-психологическую атмосферу в классе сильно влияют элементы взаимной критики, холодность, а подчас равнодушие. Учащиеся не чувствуют личную ответственность за себя и за других.

Источник: http://samzan.ru/15966

Образец психолого-педагогической характеристики классного коллектива

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива …класса.

В классе  учатся 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2000-2001 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. За лето выбыли (Ф.И.О. учащегося), и прибыли 2 новых ученика: (Ф.И.О. учащегося). Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю.

Многие дети живут в неполных семьях. В классе 4 ребенка из многодетных семей: (Ф.И.О. учащегося). Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

Из всего классного коллектива 2 ученика, склонны к правонарушениям (Ф.И.О. учащегося).

Старостой класса является Ф.И.О. учащегося. Девочка с ролью старосты справляется хорошо.

Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете.

Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.

Неформальным лидером класса является Ф.И.О. учащегося. Очень энергичный, активный, отзывчивый и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Ильи уважают и зачастую прислушиваются к нему.

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Ф.И.О.

учащегося, которая иногда становится объектом неприязни некоторых учеников, что обусловлено ее поведением и манерой общения с одноклассниками.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина.

Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников.

При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

В классе почти все хорошисты, отличников нет. Низкая успеваемость у Ф.И.О. учащегося. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно.

Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, шахматами, игровыми видами спорта, акробатикой. Используют полученные знания, умения и  навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе.

Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера: Ф.И.О. учащегося.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности.

Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями.

Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Классный коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса рекомендованы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу.

Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся  сформированы на достаточно высоком уровне.

Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.

Источник: https://infourok.ru/obrazec-psihologopedagogicheskoy-harakteristiki-klassnogo-kollektiva-1053954.html

Психолого-педагогическая характеристика класса

Средняя школа в районном центре. 10 класс, профильного обучения нет. В классе 28 человек, 13 мальчиков и 15 девочек. Социальное и материальное положение родителей хорошее. Класс только сформирован. Классный руководитель — новый для всех обучающихся в данном классе. К нему учащиеся относятся положительно, с уважением.

Общая успеваемость в классе средняя, по уровню обучаемости класс средне дифференцирован. Работать с учебником не умеют, стараются выучить текст наизусть. Применять знания могут только в знакомых ситуациях.

Планировать и анализировать свою деятельность не могут.

Познавательный интерес у школьников слабо сформирован (преобладают мотивы избегания неудач) и моральные (не огорчать родителей), желание получить высшее образование.

В классе хорошая дисциплина, но учитель должен постоянно поддерживать внимание учащихся, настраивать их на рабочий лад. Классный руководитель совместно с учениками анализирует действия и поступки учащихся.

Актив оказывает влияние на организацию учебной деятельности, в основном в организации дополнительных занятий по отдельным предметам. Классный руководитель направляет деятельность актива на повышение успеваемости одноклассников. Приоритетные интересы вне учебы связаны с музыкой, информационными технологиями, спортом.

Школьники проявляют стремление к групповой деятельности, во внеклассных мероприятиях способны проявлять инициативу, творчество.

В классе существует актив, который включает в себя как юношей, так и девушек. Актив пользуется авторитетом в классе. Он способствует организации класса для решения задач совместной учебной деятельности, для участия во внеклассных мероприятиях.

Класс разбит на несколько неформальных групп, сформированных по общим интересам. Неформальные лидеры поддерживают решения актива, способствуют их реализации. Межгрупповые отношения ровные, без конфликтов.

Ученики стараются помогать своим одноклассникам.

Общий эмоциональный настрой класса спокойный, доброжелательный. Психологический климат в классе благоприятный, способствует реализации задач учебно-воспитательного процесса. На психологический климат оказывают влияние межличностные отношения, основанные на взаимоуважении, критичности.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

На начало учебного года в 11 «А» классе средней общеобразовательной школы поселка городского типа обучается 27 учеников: 11 юношей и 16 девушек.

Из них 20 человек обучались вместе, начиная с первого класса (все они проживают в одном микрорайоне поселка, большинство из них посещали один детский сад); и 7 человек влились в данный коллектив в прошлом учебном году.

Ранее они также обучались все в одном классе другой общеобразовательной школы.

В целом класс дружный, сплоченный, работоспособный. Отношения между членами классного коллектива ровные, доброжелательные. Учащиеся принимают активное участие в жизни класса, школы, в районных мероприятиях – смотрах, конкурсах и т.д. К своим поручениям относятся ответственно. Правильно понимают требования учителей. В классе развито ученическое самоуправление.

Староста класса была избрана самими учащимися и является как формальным, так и неформальным лидером. Микрогруппы в основном сформированы в результате общности внеклассных интересов.

Учащиеся также стремятся к участию в коллективной работе. Однако в классе есть группа учащихся, которые до сих пор не имеют активной жизненной позиции, а потому редко участвуют в делах класса и школы, не проявляют собственной инициативы.

Но никто из них никогда не был нарушителем дисциплины.

По итогам аттестации все учащиеся получили положительные оценки. Из них: на «5» — 1 ученик; имели по одной «4» — 2 ученика; на «5» и «4» — 12 учеников и 12 учеников имели «3».

В основном преобладают познавательные мотивы учебной деятельности. Класс слабо дифференцирован по темпу работу, обучаемости, сформированности общеучебных умений.

Наибольшую склонность школьники проявляют к предметам естественнонаучного цикла. Внешкольные интересы учащихся непосредственно связаны с учебной деятельностью: наиболее увлекаются геологией и палеонтологией, астрономией, иностранным языком.

Несколько учеников участвуют в работе конференций, олимпиадах, Всероссийских соревнованиях. Некоторые ученики посещают предметные факультативы, курсы и, тем самым, осознанно готовят себя к поступлению в ВУЗ. Пятеро занимаются в спортивных секциях.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s19030t5.html

Психолого-педагогическая характеристика класса

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Городская муниципальная средняя школа. 7 класс, 14 мальчиков и 6 девочек.

Дисциплина в классе хорошая. В классе 7 отличников, 9 хорошистов, 4 учащихся занимаются удовлетворительно. Уровень познавательной деятельности учащихся высокий. Большинству учащихся интересны точные науки.

5 учеников применяют знания по образцу, 6 — в знакомой ситуации, 9 – могут применить знания в новой ситуации. У большинства в классе уровень самостоятельности высокий. Учащиеся могут планировать свою деятельность, продумывают ход работы.

Учебные умения сформированы.

Преобладающими мотивами учебной деятельности являются: быть полезным обществу и необходимость знаний для будущей профессии. Класс может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя. Учащиеся оказывают друг другу взаимопомощь, проявляют склонность к групповым формам учебной работы.

Учащиеся охотно проводят вместе свой досуг: классные вечера, посещение концертов, дискотек, турпоходов, различного рода экскурсии. Класс активно участвует в общешкольной жизни, принимает участие в различных школьных мероприятиях.

Уровень деловых отношений у учащихся достаточно высокий: каждый чувствует ответственность перед другими и не хочет подводить класс. Взаимоотношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Учащиеся объединяются в группы на основе общих интересов.

В классе 6 учащихся — наиболее «предпочитаемые», очень активные в общественных делах, общительные. Трое учеников — отличников не интересуются жизнью класса.

Характер общего эмоционального настроя в классе бодрый и жизнерадостный. Уровень коммуникативной культуры учащихся высокий. Одноклассников устраивает взаимные отношения, общение, совместная деятельность в данной группе.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Городская гимназия. 11 класс физико-математического направления, в нём 20 юношей и 7 девушек возраста 15-16 лет. Практически все семьи класса имеют хороший достаток, около 75 % родителей имеют высшее образование и социально-значимые профессии.

С 5 класса класс был сформирован, в 10 классе добавилось двое учеников из параллельного класса, они быстро привыкли к новому коллективу.

Классный руководитель с 5 класса не менялся, у учащихся с ним доброжелательные отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Староста класса умеет организовать одноклассников как на учебные, так и внеучебные дела, кроме того, может поддерживать дисциплину в классе.

Учащиеся хорошо отзываются о ней, она — лидер класса, ей помогают и другие ребята, которые отвечают за дежурство класса, за организацию внеурочных мероприятий и т.д.

Учащиеся достаточно самостоятельны, в классе царит благоприятная атмосфера, взаимопонимание и взаимовыручка.

Класс средне дифференцирован по уровню обученности: 6 отличников, 15 хорошистов, остальные учащиеся имеют не более 2-3 троек. Дисциплина в классе нарушается обычно одними и теми же учениками (3-4 уч.), но в том случае, когда они не заняты делом.

Отношение к учёбе меняется с каждым годом, так как у учащихся появляются новые предметы, появляется познавательный интерес, меняется мотивация к обучению. У 52% учащихся преобладают социальные мотивы, у 20 % уч. – познавательные, у 12 % уч. – моральные и у 16 % уч. – мотивы самовоспитания.

В большей степени учащиеся проявляют склонность к таким предметам, как математика, физика, технологии. Учащиеся предпочитают данные предметы потому, что: есть возможность узнать что-то новое, непосредственно участвовать в практической деятельности, возможность проявить свои возможности, видят связь предмета с будущей профессией, им нравится, как преподаёт учитель.

Класс вполне может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя. Учащиеся помогают друг другу по мере своих возможностей в вопросах, касающихся учёбы или личных отношений.

Вне учебных занятий учащиеся отдают предпочтения спорту, компьютеру. Учащиеся проявляют повышенный интерес к групповым формам организации досуга: классные вечера, посещение театра, экскурсии и т.д.

Учащиеся вне школы достаточно часто встречаются, чтобы сходить в парк, в кино, на дискотеку или собраться у кого-то дома.

Некоторые ребята в классе принимают участие в общешкольной жизни: участие в соревнованиях, в концертах.

3 ученика заслужено пользуются авторитетом в классе, они сплачивают коллектив вокруг себя, всегда смогут найти выходы из каких-либо сложившихся ситуаций. В классе есть и такие уч-ся, которые не пользуются популярностью, всегда выступают на последних ролях. К таким уч-ся относятся: Оля К., Алиса Ш., Владимир М.

Объяснить такое отношение к ним со стороны одноклассников можно: Алиса в прошлом году перешла в этот класс и не старалась показать себя; держится обособленно.

Владимир очень часто болеет, в связи с этим слабо учится и большинство мероприятий класса пропускает, кроме того, он достаточно замкнут; Оля в этом классе учится довольно давно, но она предпочитает посвятить себя учебе и мало внимания уделяет одноклассникам, не принимает участие во внеклассных мероприятиях, она хорошо учится, но помогать одноклассникам не желает, считая, что их учат одинаково. Можно сказать, что в классе преобладает бодрый и жизнерадостный настрой, учащиеся поддерживают и помогают друг другу. Каждый из учащихся имеет своё мнение и старается его высказывать, поэтому чаще всего при решении каких-либо задач сначала обсуждаются все высказывания и предположения, затем коллективно выбирают наиболее подходящие, после чего староста класса и её помощники распределяют функции среди одноклассников, учитывая их мнения и способности. Если возникают «трения», то решающее слово остаётся за классным руководителем.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Городское муниципальное образовательное учреждение. 11 класс.

Класс был сформирован несколько лет назад: в 7 — ой были отобраны дети со всей параллели 6 классов, с хорошими и отличными знаниями по всем предметам, целеустремленные, желающие учиться в полную силу.

С 7-го класса был сделан упор на такие предметы, как физика и математика. В классе обучается 16 девочек и 8 мальчиков, всего 24 человека.

На уроках прекрасная дисциплина, дети не отвлекаются и полностью поглощены работой. Высок уровень познавательной активности. Учащиеся проявляют склонность к физике, математике, экономике, истории. Мотивы в учебной деятельности в основном познавательные и социальные. Класс самостоятельно может выполнять учебные задания, без учителя.

В классе имеется староста, а также существует группа активистов, которая с удовольствием и большим желанием участвует в жизни школы, в различных общественно-полезных мероприятиях. В целом все члены коллектива считают, что их окружают доброжелательные и отзывчивые люди, некоторые думают, что в их классе есть разные люди.

Каждый в состоянии дать полную характеристику деловых и личных качеств друг друга. В классе обычно преобладает атмосфера взаимопонимания и уважения. Мальчики и девочки общаются друг с другом, есть общие интересы и темы для разговора. Общий эмоциональный фон в классе благоприятный.

В классе преобладает атмосфера взаимной требовательности и поддержки, дружеской заботы, но иногда проскальзывают нотки равнодушия.

Можно сказать, что данный класс достаточно организован и сплочен и это единство идет от основной цели пребывания в данной группе – нацеленность на плодотворное обучение.

Явный лидер класса — открытый, доброжелательный мальчик. Способный, ответственный, внимательный ученик. Многие ученики обращаются к нему с просьбой помочь в решении задачи, подсказки, оценить («а как ты думаешь?»). И он старается никому не отказывать. Он сам вызывается приготовить доклад к следующим урокам, пользуется дополнительной литературой.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Городская муниципальная средняя школа. 7 класс, 14 мальчиков и 6 девочек.

Дисциплина в классе хорошая. В классе 7 отличников, 9 хорошистов, 4 учащихся занимаются удовлетворительно. Уровень познавательной деятельности учащихся высокий. Большинству учащихся интересны точные науки.

5 учеников применяют знания по образцу, 6 — в знакомой ситуации, 9 – могут применить знания в новой ситуации. У большинства в классе уровень самостоятельности высокий. Учащиеся могут планировать свою деятельность, продумывают ход работы.

Учебные умения сформированы.

Преобладающими мотивами учебной деятельности являются: быть полезным обществу и необходимость знаний для будущей профессии. Класс может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя. Учащиеся оказывают друг другу взаимопомощь, проявляют склонность к групповым формам учебной работы.

Учащиеся охотно проводят вместе свой досуг: классные вечера, посещение концертов, дискотек, турпоходов, различного рода экскурсии. Класс активно участвует в общешкольной жизни, принимает участие в различных школьных мероприятиях.

Уровень деловых отношений у учащихся достаточно высокий: каждый чувствует ответственность перед другими и не хочет подводить класс. Взаимоотношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Учащиеся объединяются в группы на основе общих интересов.

В классе 6 учащихся — наиболее «предпочитаемые», очень активные в общественных делах, общительные. Трое учеников — отличников не интересуются жизнью класса.

Характер общего эмоционального настроя в классе бодрый и жизнерадостный. Уровень коммуникативной культуры учащихся высокий. Одноклассников устраивает взаимные отношения, общение, совместная деятельность в данной группе.



Источник: https://infopedia.su/7x8a83.html

Ссылка на основную публикацию