294 фз о защите прав юридических лиц: о чем говорится в законе

294 ФЗ о защите прав юридических лиц: о чем говорится  в законе

Описываемый нами сегодня федеральный закон действует с 2008 года. Действующая редакция документа претерпела последние изменения от 1 января 2017 года. В настоящее время разработаны некоторые поправки, которые еще не вступили в силу (как и в случае с ФЗ №275). Далее мы подробно разберем данный акт, и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы граждан.

Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как ФЗ 167 регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам).

Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  • Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ тут:
  • Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:
  • — изменена процедура документарной проверки;
  • — порядок оформления итогов проверок;
  • — надзор, учет, регламент;
  • — права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними ми на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в последней редакции с последними изменениями.

294 ФЗ о защите прав юридических лиц: о чем говорится  в законе

Краткое содержание и изменения

Что касается последних изменений 294 федерального закона  о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1).

Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне.

Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

Помимо выше описанного, данный Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации.

Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д.

В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии

«Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения.

Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.

) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии можно скачать по ссылке.

Ответственность за нарушение

Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

Перечень документов для подачи иска

Судебная практика показывает, что инициаторами процесса могут также выступать и субъекты. Соответственно, в таких случаях следует подать иск, который, в первую очередь должен быть составлен должным образом.

Во-вторых, должен сопровождаться следующими документами:

  • копия журнала,
  • сведения о допущенных должностными лицами нарушениях,
  • копия устава,
  • копия паспорта подающего иск,
  • квитанцией по уплате государственной пошлины.

Данный перечень является не полным и в отдельных случаях может потребоваться дополнение к нему.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

(7

Источник: https://atc-assist.ru/zakon/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic-i-individualnyx-predprinimatelej.html

Как отразится на проверках 294-ФЗ с изменениями на 2019 год?

При осуществлении экономической деятельности компании и предприниматели подвергаются проверкам со стороны контролирующих организаций.

Одни проверяют исполнение требований техники безопасности, другие – финансовую дисциплину, третьи выезжают по жалобе потребителя и пр. Для координации деятельности ревизионных структур был принят Федеральный закон от 26.12.

2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон №294

294 ФЗ о защите прав юридических лиц: о чем говорится  в законе

Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Основные положения

294 ФЗ о защите прав юридических лиц: о чем говорится  в законе

Содержание ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу. Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д. Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда. При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта.

Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов.

Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая версия
п.2 ч.2 ст.10 было три подпункта добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10 основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1 был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1 дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1 организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ
Читайте также:  Характеристика на главного бухгалтера для награждения почетной грамотой, образец

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц.

Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан.

Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/294-fz-s-izmeneniyami

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2018 год

Лицам, серьезно занимающимся бизнесом, постоянно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками. Для обеспечения их интересов при осуществлении таких мероприятий и были установлены специальные правила. Подробнее об этих особых правилах, читайте далее.

Федеральный закон № 294 «о защите прав юридических лиц» при проведении проверок, общие сведения

Закон под номером 294 был принят еще в декабре 2008 года для охраны представителей бизнеса от произвола различных проверяющих лиц и органов. Его полное название звучит, как «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (закон № 294ФЗ).

Основной целью указанного закона, как следует из его названия, является защита субъектов предпринимательской частной деятельности при проведении проверочных мероприятий. Для ее реализации в нем устанавливаются принципы защиты интересов организаций и ИП, правила проведения контрольно-проверочных мероприятий, полномочия осуществляющих его органов.

Важной частью закона является определение прав самих проверяемых лиц и способов их защиты от неправомерных действий контрольных органов. При этом в нем определяется и ответственность за нарушение его положений. Она установлена, как для проверяющих, так и для проверяемых.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

294 ФЗ о защите прав юридических лиц: о чем говорится  в законе

Федеральный закон, принятый 26 декабря 2008 призван защищать и обеспечивать интересы различных представителей бизнеса. Основными принципами, на которых строится защита, являются следующие (статья 3 закона № 294):

  1. Презумпция добросовестности бизнесменов. Она означает, что сами организации (предприниматели) не обязаны доказывать кому-либо свою добросовестность, невиновность.
  2. Преимущественно-уведомительный характер начала отдельных видов бизнес-деятельности. Он подразумевает, что субъект предпринимательства извещает уполномоченный орган о том, что он соответствует всем установленным требованиям для конкретного вида деятельности.
  3. Доступный, открытый хаарктер для проверяемых нормативных актов, информации о порядке проведения контроля, результатах проверок, полномочия надзорных органов. Исключение составляет секретная информация, свободное распространение которой запрещено.
  4. Недопустимость проверок (ревизий) по одинаковым основаниям в отношении одного и того же лица разными органами.
  5. С предпринимателей и юридических лиц не должна взиматься какая-либо плата за проведение определенных этим законом мероприятий.
  6. Обязанность неукоснительного соблюдения всех норм законодательства при проведении контрольно-проверочных мероприятий, действовать только в рамках предоставленных им полномочий, правовыми методами.

Для защиты законных прав юр.лиц и ИП  федеральным законом № 294 предусматривается несколько способов. Они могут отстаивать свои интересы в административном, а также судебном порядке.

Они вправе обжаловать действия проверяющих органов или вынесенные ими акты. Кроме того, они могут требовать возмещения причиненного их неправомерными действиями вреда, в том числе, упущенной выгоды. ИП или юр. лицо также может направить в уполномоченный орган заявление с просьбой исключить его из плана проверок, если, по их мнению, они включены туда незаконно.

Субъекты, полагающие, что их права нарушены, могут также защищать их с привлечением общественной помощи. В частности, они могут привлекать к участию в проводимых проверках Уполномоченных в РФ и субъектах по защите прав предпринимателей.

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2015 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2016 по конец декабря 2018 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей

Процессуальным арбитражным законодательством устанавливается, что дела с предпринимателями и юр. лицами разбираются в арбитраже.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в арбитраже принятые проверяющими решения, а также их действия в случае, если были допущены нарушения.

Заявление подается в суд с учетом всех предусмотренных АПК РФ требований.

Для его предъявления устанавливается трехмесячный срок с того момента, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав.

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.

Последние правки

Закон № 294-ФЗ был принят еще в конце 2008 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения. Последняя редакция закона (поправки внесены 18.04.2018 законом номер 81-ФЗ) действует по настоящее время. Рассмотрим кратко основные из них.

  • К самым существенным поправкам следует отнести введение «надзорных каникул», возможность совершения проверяющими контрольных закупок, необходимость добавления на сайты проверяющих списков, а также текстов законов (иных актов и их частей), на соответствие которым и проводятся контрольно-проверочные мероприятия.
  • Кроме того, законом теперь предусматривается обязанность органов не только проводить проверки, но и профилактическую работу для сокращения объема нарушений в сфере предпринимательства.

Скачать ФЗ 294 с правками и изменениями

Скачать указанный закон и ознакомиться с ним получше можно по ссылке ниже. Закон № 294-ФЗ.

Источник: https://rusfz.ru/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskih-lits-i-individualnyh-predprinimatelej-s-izmeneniyami

"Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. n 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (постатейный) (Борисов А.Н.) ("Юстицинформ", 2009)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 26
ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И
МУНИЦИПАЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ»(Постатейный)А.Н.
БОРИСОВБорисов Александр Николаевич Специалист по гражданскому,
административному и другим отраслям права.
В 2001 г.

с отличием окончил Московскую
государственную юридическую академию. В
настоящее время — директор юридической
фирмы.

Автор более 50 комментариев к
федеральному законодательству (в том числе
к Федеральным законам «О приватизации
государственного и муниципального
имущества» (в соавторстве), «Об аудиторской
деятельности», «Об акционерных обществах»,
«Об обществах с ограниченной
ответственностью»), а также книг
аналитическо-справочного
характера.

ВведениеФедеральный закон
от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» (далее —
комментируемый Закон) представляет собой
новую редакцию Федерального закона от 8
августа 2001 г.

N 134-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)» (далее
— Закон 2001 г. о защите прав при проведении
контроля), являвшегося базовым актом среди
нормативных правовых документов,
регулирующих отдельные аспекты
государственного контроля и надзора.

По
итогам правоприменительной практики
Закона 2001 г. о защите прав при проведении
контроля выявлен ряд проблем, в целях
правового регулирования которых и
разработан законопроект, принятый в
качестве комментируемого Закона. Как
указывалось в пояснительной записке к
данному законопроекту, анализ практики
применения Закона 2001 г.

о защите прав при
проведении контроля показал, что
количество мероприятий по контролю со
стороны большинства государственных
органов, а также временные издержки
хозяйствующих субъектов при их проведении
сократились незначительно; кроме того,
остались проблемы недостаточной
эффективности и результативности
действующей системы контроля (надзора) как
следствие того, что органы
государственного контроля (надзора) не
объединены единой идеологией. Это связано
не только с содержанием норм Закона 2001 г. о
защите прав при проведении контроля и
правоприменительной практикой, но и с
несоответствием действующих методов
государственного контроля (надзора) его
задачам. ———————————

СПС.

Авторами законопроекта также
отмечалось, что существующее дублирование
функций ведомствами федерального и
регионального уровня, избыточность
предъявляемых к предпринимателям
требований, отсутствие обоснованных
подходов к доказательству необходимости
государственного вмешательства в
экономику не только не обеспечивают в
полной мере безопасность товаров (работ,
услуг), но и увеличивают издержки
предпринимателей, снижая их
конкурентоспособность; кроме того, не
произошло радикальных изменений в
идеологии и практике контрольно-надзорной
деятельности, связанных с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О
техническом регулировании» , позволяющим
рассматривать предмет контроля (надзора)
как совокупность обязательных требований в
области безопасности товаров (работ,
услуг). ———————————

СЗ РФ. 2002.
N 52. Ч. 1. Ст. 5140.Проект комментируемого
Закона разработан и внесен в
Государственную Думу Правительством РФ.

Причем непосредственной причиной для этого
послужили не изложенные проблемы, а прямое
предписание, содержащееся в Указе
Президента РФ от 15 мая 2008 г.

Читайте также:  Аутстаффинг и аутсорсинг: чем отличаются

N 797 «О неотложных
мерах по ликвидации административных
ограничений при осуществлении
предпринимательской деятельности» . Так, в
п.

1 названного документа в целях ликвидации
административных ограничений при
осуществлении предпринимательской
деятельности, в первую очередь в сфере
малого и среднего предпринимательства,
Правительству РФ предписывалось в
двухмесячный срок разработать и внести в
Государственную Думу проекты федеральных
законов, предусматривающих, наряду с
прочим, следующее: ———————————

СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.

усиление гарантий
защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
(надзора); проведение планового
мероприятия по контролю (в том числе по
отдельным видам лицензионного контроля) в
отношении одного юридического лица или
индивидуального предпринимателя каждым
органом государственного контроля
(надзора) не более чем один раз в три года
(кроме налогового контроля); проведение
внеплановых мероприятий по контролю в
отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства только в целях
выявления нарушений, представляющих
непосредственную угрозу жизни или здоровью
людей, по согласованию с прокурором
субъекта РФ; преимущественно
уведомительный порядок начала
предпринимательской деятельности,
сокращение количества разрешительных
документов, необходимых для ее
осуществления, замену (в основном)
обязательной сертификации декларированием
производителем качества выпускаемой
продукции. Собственно, эти предписания
и составили основное содержание ряда
нововведений комментируемого Закона. В
целом же в отношении новелл Закона с учетом
изложенного в пояснительной записке к его
проекту необходимо отметить следующее: расширена сфера применения Закона за счет
включения в нее муниципального контроля.
Соответственно, Закон регулирует отношения
в области организации и осуществления не
только государственного контроля (надзора),
но и муниципального контроля, защиты прав
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей при осуществлении не
только государственного контроля (надзора),
но и муниципального контроля. В отношении
же осуществления государственного
контроля (надзора) введен принцип
разграничения полномочий федеральных
органов исполнительной власти и органов
государственной власти субъектов РФ в
соответствующих сферах деятельности.
Введены понятия федерального и
регионального государственного контроля
(надзора); введен уведомительный
порядок начала отдельных видов
предпринимательской деятельности по
исчерпывающему перечню, для чего
установлена обязанность юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей
представлять в установленном порядке
уведомление о начале осуществления
отдельных видов предпринимательской
деятельности в уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти. Исполнение
данной обязанности исключает
необходимость получения юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями
разрешений, заключений и иных документов,
выдаваемых органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
для начала осуществления этих видов
деятельности; модернизирована система
планового контроля (надзора). Установлено,
что в отношении всех видов
предпринимательской деятельности плановый
контроль (надзор) осуществляется не более
чем один раз в три года, за исключением
отдельных изъятий. Иная нормативная
периодичность сохранена в отношении
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих виды
деятельности в сфере здравоохранения,
сфере образования, социальной сфере.
Перечень таких видов деятельности и
периодичность их плановых проверок
устанавливаются Правительством РФ; введено понятие «проверка», которое
включает в себя два вида проверок:
документарные (проводятся на основании
исследования документов по месту
нахождения органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального
контроля) и выездные (проводятся по месту
нахождения юридического лица, месту
осуществления деятельности
индивидуального предпринимателя и (или) по
месту фактического осуществления их
деятельности). По общему правилу выездная
проверка осуществляется только в случаях,
когда проведение документарной проверки
недостаточно для установления фактов
нарушений действующего
законодательства; существенно изменена
идеология проведения внепланового
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля. Установлено, что
внеплановый контроль (надзор) проводится
только в случаях проверки информации,
полученной органами государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
от граждан, юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, органов государственной
власти, органов местного самоуправления
или средств массовой информации: о
возникновении угрозы жизни или здоровью
людей, загрязнения окружающей среды,
аварийных ситуаций; о причинении ущерба
жизни, здоровью людей или окружающей среде.
Из перечня оснований для проведения
внепланового контроля (надзора) исключено
нанесение имущественного ущерба, поскольку
защита имущественных прав может
осуществляться в судебном порядке в
соответствии с гражданским
законодательством; введен запрет на
проведение дублирующего контроля разными
контрольно-надзорными органами в отношении
одних и тех же требований, в отношении
одного и того же объекта; введены
предельные сроки проведения проверок, в том
числе общий срок проведения проверки
любого вида 20 рабочих дней и годовые сроки
проверок малого предприятия (50 часов),
микропредприятия (15 часов). Для
исключительных случаев предусмотрена
возможность продления сроков; предусмотрен перечень грубых нарушений
Закона, являющихся безусловным основанием
для признания результатов проверки
недействительной. Установлено, что
результаты проверки, проведенной с грубым
нарушением установленных Законом
требований, не могут являться
доказательствами нарушения юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем
обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми
актами, и подлежат отмене вышестоящим
органом государственного контроля
(надзора) или судом. По мнению авторов
проекта комментируемого Закона, реализация
законопроекта позволит повысить
экономическую активность предпринимателей
(в том числе субъектов малого
предпринимательства), в особенности в
инновационной и производственной сферах;
снизить уровень необоснованного
административного вмешательства в
предпринимательскую деятельность;
сократить коррупционную составляющую
проведения контрольно-надзорных
мероприятий; снизить расходы
государственных и местных бюджетов на
организацию проверок; стимулировать
граждан, желающих начать
предпринимательскую деятельность. Комментируемый Закон (за единичными
изъятиями) согласно его первоначальной
редакции должен был вступать в силу с 1 июля
2009 г., но Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N
60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27
Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» перенес эту дату
для большинства норм комментируемого
Закона на 1 мая 2009 г., т.е. на два месяца
раньше запланированного срока. Прежняя
дата вступления в силу Закона сохранена
лишь для норм, регламентирующих
уведомительный порядок начала отдельных
видов предпринимательской деятельности, а
также для норм об аккредитованных
экспертах и экспертных организациях.26
декабря 2008 года N 294-ФЗ РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ(в ред.
Федерального закона от 28.04.2009 N 60-ФЗ)Глава
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Сфера
применения настоящего Федерального
законаКомментарий к статье 11. В
комментируемой статье определено
содержание и установлены пределы правового
регулирования, осуществляемого
комментируемым Законом. Иначе говоря, в
этой статье определен предмет
регулирования данного Закона или, как
указано в названии статьи, сфера применения
комментируемого Закона. С
общетеоретических позиций определение
предмета регулирования законодательного
акта представляет собой определение
общественных отношений, которые
урегулированы нормами этого акта и которые
в силу этого становятся правовыми
отношениями. В качестве
непосредственно предмета регулирования
комментируемого Закона в ч. 1
комментируемой статьи названы отношения в
области организации и осуществления
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и защиты прав
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля. В этой связи
следует отметить то, как в п. 1 ст. 1 Закона 2001
г. о защите прав при проведении контроля
определялся предмет регулирования
названного Закона: отношения в области
защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора) федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
подведомственными им государственными
учреждениями (по тексту Закона последние
обозначались юридико-техническим
сокращением «органы государственного
контроля (надзора)»), уполномоченными на
проведение государственного контроля
(надзора) в соответствии с
законодательством РФ. Как видно, в норме
ч. 1 комментируемой статьи нашли свое
отражение две такие основные новеллы
комментируемого Закона, как: 1) расширение
сферы его применения за счет включения в
нее муниципального контроля (эта новелла
прослеживается и в других нормах
комментируемой статьи); 2) исключение
государственных учреждений из числа
субъектов, осуществляющих государственный
контроль (надзор). О данных новеллах см.
комментарий к ст. 2 Закона. Новым в норме
ч. 1 комментируемой статьи является и
указание на отнесение к сфере применения
комментируемого Закона отношений в области
организации и осуществления
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля. Однако это
указание не обозначает нововведение
данного Закона. Организацию и
осуществление государственного контроля
(надзора) Закон 2001 г. о защите прав при
проведении контроля, по сути,
регламентировал, но на это по не вполне
понятной причине не указывалось в норме п. 1
его ст. 1, определяющей предмет
регулирования данного Закона. 2. Часть 2
комментируемой статьи определяет основные
составляющие содержания правового
регулирования, осуществляемого
комментируемым Законом. Согласно этой
норме данным Законом устанавливаются: 1)
порядок организации и проведения проверок
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей органами,
уполномоченными на осуществление
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля; 2) порядок
взаимодействия органов, уполномоченных на
осуществление государственного контроля
(надзора), муниципального контроля, при
организации и проведении проверок; 3)
права и обязанности органов,
уполномоченных на осуществление
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, их должностных
лиц при проведении проверок;

  • 4) права и
    обязанности юридических лиц,
    индивидуальных предпринимателей при

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/271

Разъяснения 294-ФЗ

Новой статьей 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ регламентируется порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

  • В частности, новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определяются виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом:
  • 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
  • 2) административные обследования объектов земельных отношений;
  • 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • 7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
  • Следует отметить, что подобные мероприятия должны проводиться на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора), при этом, в силу новых требований Федерального закона № 294-ФЗ, порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления.
Читайте также:  Увольнение генерального директора

В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии со ст.

9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны уведомляться органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, при этом, новым способом уведомления является электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган муниципального контроля.

Дополнены и изменены основания для проведения внеплановой проверки, к которым отнесены: поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в подп. «а», «б» ч.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

По общему правилу, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако, в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона, уполномоченными должностными лицами органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В случае же выявления по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей (такие проверки проводятся только службой Роспотребнадзора).

С 01.01.2017 основанием для проведения внеплановой проверки в указанной сфере является поступление обращений, содержащих сведения о нарушении прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Новеллой также является организация и проведение контрольной закупки (ст. 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Возможность проведения контрольной закупки предусмотрена по основаниям ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. При этом осуществление такого мероприятия возможно исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, согласовывается с органами прокуратуры.

Обязательным условием проведения контрольной закупки является участие в ней свидетелей, которые должны расписаться в акте такой закупки.

С 01.01.2017 введена форма ответственности лиц за направление в органы контроля (надзора) обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

  1. Согласно изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
  2. Нововведения также затронули порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок.
  3. Теперь, в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин.
  4. В этом случае контролирующий орган в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  5. Старший помощник прокурора г.Заринска

младший советник юстиции О.С.Ведерникова

Источник: http://admzarinsk.ru/govinfo/govinfoprosecutors/media/2017/12/29/razyasneniya-294-fz/

Разъяснение положений статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

  • Статья 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регламентирует организацию и проведение внеплановой проверки
  • Часть 1 настоящей статьи определяет предмет внеплановой проверки: 1) соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля; 3) проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
  • В части 2 указанной статьи предусмотрено два вида возможных оснований для проведения внеплановой проверки:
  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В части 3 статьи установлено, что не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки:

  1. обращения и заявления, которые не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля,
  2. обращения и заявления, которые не содержат сведений о фактах, указанных в ч. 2 статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Нарушение требований п. 2 ч. 2 и ч. 3 данной статьи в части оснований проведения внеплановой выездной проверки согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 комментируемого Закона относится к грубым нарушениям требований данного Закона, т.е. в соответствии с ч. 1 статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

В части 4 статьи Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 комментируемого Закона.

В нормах ч. 6 — 15 статьи регламентировано согласование органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства.

Часть 16 данной статьи обязывает орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля предварительно уведомлять юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о проведении в отношении их внеплановой выездной проверки.

В нормах ч. 18 и 20 разъяснительной статьи предусмотрены особенности взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля с саморегулируемыми организациями при организации и проведении внеплановых проверок их членов.

Часть 19 разъяснительной статьи закрепляет обязанность органов прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

В части 20 статьи предусмотрено, что в случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

В случае нарушения вышеуказанных норм, следует обращаться в межрайонную прокуратуру по адресу: г. Москвы, ул. 50 лет Октября, д. 6, корп. 1.

Старший помощник прокурора И.А. Мерзликина

Версия для печати

Источник: https://vnukovo.mos.ru/presscenter/news/detail/637587.html

Ссылка на основную публикацию