Банкротство стратегических предприятий и организаций

При экономическом крахе компании руководитель этой фирмы или кредиторы инициируют признание финансовой несостоятельности. Законодательство предполагает четкий алгоритм прохождения такой операции, однако тут встречаются исключения. Узнаем, каковы особенности банкротства стратегических предприятий и организаций подробнее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Выяснение определений

Начнем с уточнения вопроса, какие компании получают статус стратегического объекта. В подобных обстоятельствах речь идет о предприятиях в государственной собственности, которые изготавливают продукцию соответствующего значения.

Иными словами, организации, которые работают в сфере поддержания государственной безопасности либо охраны здоровья и жизни граждан, называются стратегическими предприятиями.

Банкротство стратегических предприятий и организацийКомпании, работающие по государственному заказу и выпускающие стратегически важную продукцию, называются стратегическими предприятиями

Сюда относятся ведомства поддержания обороноспособности и безопасности, аэропорты, информационные агентства, промышленные предприятия, компании, работающие в области научных исследований.

Подробный перечень предприятий, получивших этот статус, перечислен в Указе Президента страны №1009. Это предписание издано в 2004 году, однако сюда периодически вносятся изменения и обновления.

Важно! Список рассматриваемых организаций формирует Правительство Российской Федерации. Для ознакомления с изменениями такие сведения публикуются.

Помимо указанных выше объектов, чьи акции принадлежат государству, к стратегическим предприятиям относят и частные фирмы, проводящие работы в области поддержания обороноспособности. Такая занятость нуждается в лицензировании ВВТ. Целью выдачи допуска тут становится выполнение заказа страны на выполнение работ по государственному оборонному заказу.

Условия инициации процесса

Банкротство стратегических предприятий и организацийЗадолженность в 1 млн. рублей и неспособность рассчитаться с кредиторами более полугода — повод для начала процедуры банкротства таких компаний

  • Рассматриваемая процедура регулируется ФЗ №127.
  • Статья 190 гласит, что при неспособности компании к погашению накопленной недоимки на протяжении полугода с момента конечной даты расчета появляется право ходатайства о признании финансовой несостоятельности должника.
  • Причем в ситуации с общей процедурой банкротства подобные действия допустимы при задолженности уже в 3 месяца.
  • Вторым важным нюансом тут становится сумма задолженности контрагентам.

В четвертом пункте ст.190 указано, что минимальные финансовые требования кредитора в подобных обстоятельствах достигают 1 000 000 рублей.

Указанные изменения внесены в 2014 году ФЗ №482. Ранее эта цифра составляла вполовину меньшую сумму – 500 000 р.

Внимание! Запуск банкротства таких организаций – в компетенции кредиторов.

Соответственно, государственные ведомства, перед которыми накоплены долги, вправе ходатайствовать перед Арбитражным судом об инициации банкротства должника. Однако в таких обстоятельствах требуется соблюдение обоих описанных выше условий.

Если сумма задолженности ниже либо сроки просрочки выплат не соответствуют установленному законодательством периоду, в деле о банкротстве стратегических компаний отказывают.

Особенности операции

Банкротство стратегических предприятий и организацийЦелью процесса становится стабилизация экономики . а не распродажа имущества должника

Перейдем к подробному описанию рассматриваемого процесса. Ответчиком в таких спорах выступает Федеральный орган исполнительной власти. Истцом – кредитор.

  1. Первым шагом для запуска процедуры становится заявление, поданное по месту нахождения ответчика.
  2. Здесь действия суда определяются дополнительными требованиями Правительства, которые ведомство вправе предъявлять.
  3. Одним из указанных нюансов становится перечень дополнительных условий к кандидатуре арбитражного управляющего.
  4. Кроме того, реализация имущественного комплекса должника не считается в таких делах основной целью.
  5. В этой ситуации особый упор делается на стабилизацию экономики предприятия-должника.

Этапы проведения

В ситуации с вероятным крахом стратегических организаций алгоритм процедуры признания финансовой несостоятельности формируется по общей схеме и включает такие шаги:

  1. Наблюдение. На этом этапе выполняется анализ текущей ситуации и составляется план выхода из кризиса.
  2. Экономическая санация. Указанная стадия действует при подаче соответствующего ходатайства собранием кредиторов и предполагает «вливание» дополнительных средств. Если такого прошения нет, суд откладывает рассмотрение спора. Когда дело не терпит отлагательств, меры финансового оздоровления принимаются по запросу должника. В иных случаях суд выносит вердикт об этапе внешнего управления.
  3. Контроль извне. На этом этапе назначается финансовый поверенный, который руководит оздоровлением экономики предприятия. Причем план на проведение такого менеджмента направляется ответчику минимум за 15 суток до начала слушания дела. Нарушение этого условия дает право подачи ходатайства должником о получении бюджетных средств.
  4. Конкурс. Такая мера считается крайним шагом и означает ликвидацию актива должника путем реализации собственности этой фирмы на открытых торгах. Подобный шаг считается редкостью в рассматриваемых обстоятельствах. Исключением тут становится лишь инициатива Правительства.

Как видите, рассматриваемая операция банкротства, с точки зрения единой государственной политики, предусматривает предоставление компании шанса на выравнивание финансовой ситуации. Разберемся с отдельными нюансами описанных шагов.

Мировая договоренность

При достижении сторонами компромисса, законодательство предполагает заключение соглашения о реструктуризации платежей. В таких ситуациях погашение финансовых обязательств должника гарантируется государством. Реструктуризация допускает выбранную сторонами форму возврата средств: отсрочку, перераспределение суммы, увеличение сроков расчета.

Учитывая, что в ситуациях, когда задолжавшая фирма выполняет задачи по государственному оборонному заказу, кредиторы не заинтересованы в банкротстве такой компании. По указанной причине мировая договоренность становится приемлемым для участников конфликта исходом, если должник готов выполнить экономические обязательства.

Внимание! Такие контракты предполагают окончательный расчет сторон на протяжении года.

Условия для внешнего управления

В ситуациях, когда суд постановил решение о переходе компании под внешнее руководство, составляется стратегия действий по восстановлению платежеспособности предприятия.

Этот план утверждается и кредиторами, и должником. Причем в подобных ситуациях исключаются пункты, которые касаются собственности задолжавшего контрагента, предназначенной для выполнения работ по договору.

Банкротство стратегических предприятий и организацийВременный управляющий составляет план работы, который согласовывается обеими сторонами

Сделки, связанные с реализацией предприятия, отчуждением и арестом недвижимости, распоряжением активом, чья доля составляет свыше 5% балансовой стоимости, запрещены.

Кроме того, тут недопустимой мерой становятся запросы о получении ссуды или выдача кредита должником, заключение договора уступки права требования или соглашения о переводе долга.

Внимание! Доверительное управление собственностью задолжавшей компании – незаконный прием.

Здесь не удастся отчуждение акций и выделение доли организации. Кроме того, временный управляющий соблюдает заключенные ранее контракты, касающиеся государственных заказов. Этот человек не вправе распоряжаться на собственное усмотрение имуществом конторы, участвующем в реализации задач перед государством.

Правила конкурсного производства

Теперь разберемся с нюансами проведения торгов. Законодательство устанавливает открытый аукцион в ситуациях, когда дело доходит до распродажи имущества стратегических организаций. Однако работа, связанная с обороноспособностью страны требует проведения закрытого аукциона при реализации соответствующего актива фирмы.

Банкротство стратегических предприятий и организацийЕсли государство не заинтересовано в спасении фирмы, дело доходит до продажи собственности такого предприятия на открытых торгах

Здесь к участию допускаются лишь лица, которые вправе легально использовать подобную собственность. Приоритет в рассматриваемых обстоятельствах получает Российская Федерация.

Кроме того, государству отводится месяц, чтобы перекупить частное предприятие у победителя торгов.

Причем тут покупатель обязуется выполнить контракты должника и применять приобретенное имущество по назначению.

Обратите внимание! На полное погашение конкурсной суммы победителю аукциона отводится один месяц.

Причем в случае с продажей государственного предприятия соответствующий орган власти заключает с новым исполнителем договоренности о выполнении обязательств должника.

Нарушение таких соглашений чревато расторжением договора о купле-продаже предприятия по ходатайству государства. Такие дела рассматривает Арбитраж. Результатом здесь становится переход такого имущества в Федеральную собственность.

Меры противодействия

Задачей Правительства при угрозе объявления экономической несостоятельности организации становится препятствование попадания таких компаний в долговую яму. В подобных случаях указанное ведомство выполняет следующие действия:

  • оценка и учет платежеспособности должника;
  • реорганизация;
  • погашение недоимки перед контрагентами;
  • содействие по заключению соглашения частных контор на реструктуризацию и проведение этой процедуры с государственными компаниями;
  • досудебная санация.

Соответственно, этот орган исполнительной власти предпринимает доступные меры по стабилизации финансовой ситуации, чтобы избежать краха. Такой подход объясняется спецификой рассматриваемой отрасли и значением продукции, которую выпускают подобные предприятия.

Заключение

Как видно, политика Российской Федерации в этом направлении предусматривает принятие максимального числа мер по сохранению имущества страны. Причем практика таких дел показывает, что стороны решают подобные споры еще на этапе досудебного разбирательства, чтобы минимизировать экономический ущерб.

Если же дело доходит до суда, тут государство получает полномочия для достижения поставленной цели по восстановлению стратегических предприятий.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/strategicheskih-organizatsij.html

Банкротство стратегических предприятий и организаций, инициация банкротства

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Что подразумевать под градообразующим предприятием

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении: ее размер

Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности».

Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Инициация банкротства

Банкротство стратегических предприятий и организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать особенности банкротства градообразующих организаций:

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлиц оформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)).

Особенности рассмотрения таких дел как банкротство градообразующих организаций подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления.

Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Банкротство стратегических предприятий и организаций Банкротство стратегических предприятий и организаций

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации . Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании.

Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д.

В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Стадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства.

Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании.

Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она подразумевает продажу части имущества и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия.

Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации.

В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Банкротство стратегических предприятий и организаций Банкротство стратегических предприятий и организаций

Кто не может быть банкротом

Согласно Гражданскому кодексу, суд может признать банкротом любое юрлицо, за исключением следующих:

  • религиозные организации;
  • казенные учреждения и предприятия;
  • политические партии;
  • публично-правовые компании;
  • государственные компании и корпорации, фонды, если другое не предусмотрено прочими положениями.

Заключение

Банкротство – процедура неприятная во всех смыслах. А в случае с градообразующим предприятием она имеет колоссальные масштабы.

Кредиторы могут так и не получить возврат долгов, управленцы облагаются штрафами и иногда несут уголовную ответственность, а простые граждане остаются без работы. Именно поэтому главным в таких случаях считается не допустить ликвидации и дать возможность работать дальше.

Источник: https://russianpeople.ru/bankrotstvo-strategicheskih-predpriyatiy-i-organizatsiy/

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

  • ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

  • Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 000 рублей (для других ЮЛ – 100 000 рублей).
  • В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ осуществляет направленные на предупреждение банкротства меры.
  • Участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Правительство РФ кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

  • продажей предприятия;
  • отчуждением или обременением недвижимого имущества;
  • распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  • получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;
  • отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;
  • заключением договоров простого товарищества.
  1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  2. Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  3. При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.
  4. Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
  1. обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;
  2. выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  • Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.
  • К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
  • При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.
  • Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем 6 месяцев с даты получения уведомления.
Читайте также:  Навязывание услуг: ответственность за нарушение и способы отказа от нее

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-strategicheskich-predpriyatiy-i-organizatsiy

Банкротство стратегических предприятий и организаций: особенности и этапы процедуры пошагово

Процедура банкротства может затронуть любое юридическое лицо. Но процессу банкротства отдельных юрлиц уделяется особое внимание со стороны государственных инстанций: это направлено на недопущение негативных последствий банкротства.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Что такое стратегическое предприятие

Под стратегическими компаниями понимаются такие юридические лица, которые задействованы в производстве стратегически важных товаров и услуг для обеспечения обороноспособности, безопасности страны, а также защиты основ нравственности, здоровья, прав и интересов российских граждан.

Это различные компании ОПК, НПО, НИИ и прочие компании, которые задействованы в гособоронзаказе.

Такие компании могут иметь форму ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий) или ОАО (открытых акционерных обществ). При этом акции стратегической компании принадлежат государству.

Перечень стратегически важных предприятий утверждается и пересматривается Правительством РФ. С перечнем можно ознакомиться в открытом доступе по нормам законодательства.

Перечень стратегически важных предприятий перечислен в Указе Президента РФ №1009 от 2004 г. В перечне представлены различные НИИ, аэродромы, научные центры, оборонные предприятия, телецентры, космические предприятия, Гознак и пр.

Банкротство стратегических предприятий – это далеко не редкость. Судами уже рассматривались такие дела, и не всегда по результатам юрлицо ликвидируется.

Это, например, дела в отношении ФГУП «Завод «Сельмаш», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского», НПО «Сибсельмаш» и пр. Процедура банкротства стратегических предприятий выделена в отдельный параграф 5 127-ФЗ Главы 9, где рассматриваются особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц.

По нормам указанной главы также банкротятся градообразующие и сельскохозяйственные организации.

Условия для банкротства

По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.

Для стратегических предприятий по нормам ст. 190 127-ФЗ предусмотрено иное предельное значение. Они считаются неспособными погасить кредиторские требования (по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и оплате труда работающих по трудовому договору лиц, а также в части налоговых платежей) в следующих случаях:

  1. Просрочка по обязательствам составила 6 месяцев и более с того момента, когда они должны были быть исполнены (по п. 3 ст. 190 127-ФЗ).
  2. Для возбуждения дела о банкротстве требования должны составлять не менее 1 млн р. (по п. 4 ст. 190 127-ФЗ).

Лимит для объявления о банкротстве стратегического предприятия был пересмотрен в 2014 году и по решению законодателей его решено было увеличить в два раза: с 500 тыс. р. до 1 млн р.

Кто может быть инициатором

Признание предприятия банкротом традиционно начинается с подачи заявления о признании его финансовой несостоятельности в арбитражный суд. Признание банкротства происходит исключительно в судебном порядке.

Инициатива о признании предприятия банкротом может исходить от кредиторов предприятия (по кредитам и гражданско-правовым сделкам) или от уполномоченных органов (в частности, Налоговой службы).

Особенностью банкротства стратегического предприятия является то, что участником данного процесса может стать федеральный орган исполнительной власти, который проводит госполитику в сфере действия стратегического предприятия (на основании ст. 192 127-ФЗ).

Как проходит процедура. Пошаговое описание

Рассмотрим ключевые этапы признания стратегического предприятия банкротом.

Этап 1. Меры по предотвращению банкротства.

Отдельное внимание в 127-ФЗ уделяется превентивным мерам по недопущению банкротства. Перечень мероприятий, который направлен на это, приведен в ст. 191 127-ФЗ:

  1. Организация и проведение учета финансового состояния стратегических компаний и анализ их платежного баланса.
  2. Реорганизация стратегических предприятий и учреждений.
  3. Погашение задолженности федерального бюджета (дебиторской задолженности по отношению к стратегическому предприятию) при несвоевременной оплате за товары и услуги по государственному оборонному заказу.
  4. Проведение реструктуризации долговых обязательств в части основного долга и начисленных штрафных санкций перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  5. Содействие достижению соглашения стратегических предприятий с кредиторами о реструктуризации их долгов, в том числе через государственные гарантии.
  6. Осуществление досудебной санации.
  7. Прочие меры по недопущению задолженности.

Этап 2. Передача заявления о банкротстве в арбитражный суд и первое заседание по делу.

В ходе первого судебного заседания судья должен определить обоснованность требований о признании предприятия банкротом (в частности, соответствие должника признакам банкрота из п. 3, 4 ст. 190 127-ФЗ).

В случае признания претензий обоснованными назначается арбитражный управляющий в деле о банкротстве. На основании положений ст. 193 127-ФЗ Правительство может предъявлять дополнительные требования к кандидатуре управляющего, например, ставить условие о наличии у него допуска к государственной тайне.

Этап 3. Проводится первое собрание кредиторов.

На этом собрании принимается решение о переходе к одной из процедур в деле о банкротстве юрлица. Если такое решение не было принято, суд может продлить сроки для того, чтобы кредиторы могли определиться. В случае если дальнейшее продление невозможно, суд может принять решение о переходе к одной из следующих процедур:

  • финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника и собственников имущества при условии предоставления обеспечений (в том числе в виде госгарантий);
  • внешнего управления – при отсутствии основания для введения этапа финансового оздоровления и если в суд поступило заключение от органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности через введение внешнего управления;
  • конкурсного производства – при отсутствии перспектив для восстановления платежного баланса и при официальном признании компании банкротом.

Этап 4. Финансовое оздоровление стратегических предприятий (по нормам ст. 194 127-ФЗ).

Для введения этапа финансового оздоровления должника требуется соблюдение ряда условий:

  1. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательства должника по бухгалтерскому балансу на дату проведения первого собрания кредиторов.
  2. По утвержденному графику погашения задолженность должна начинать погашаться не позднее месяца после вынесения определения о введении оздоровления.
  3. Требования кредиторов по графику должны предполагать внесение ежемесячных траншей равными частями в течение года.

На основании положений п. 2 ст. 194 127-ФЗ, даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться в суд с заявлением о введении внешнего управления или признании должника банкротом, суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника или собственников имущества о предоставлении обеспечения.

Этап 5. Внешнее управление стратегическими предприятиями (на основании ст. 195 127-ФЗ).

Внешнее управление при банкротстве стратегических предприятий имеет свои особенности по сравнению с аналогичным этапом при стандартном банкротстве юрлица.

Назначенный внешний управляющий обязан разработать план деятельности и перед представлением его собранию кредиторов на согласование передать план в федеральный орган исполнительной власти в отрасли экономики, в которой работает стратегическое предприятие. Сделать это нужно минимум за 15 дней до проведения собрания кредиторов.

При этом исполнительный орган власти вправе направить собранию кредиторов и в арбитраж заключение о плане внешнего управления с анализом предусмотренных в документе мер по восстановлению платежеспособности.

Также на основании п. 3 ст. 195 127-ФЗ орган исполнительной власти может ходатайствовать о переходе к этапу финансового оздоровления, если такой ранее не вводился по отношению к должнику.

Внешний управляющий на стратегическом предприятии наделяется широкими полномочиями.

К нему переходит максимально широкий спектр прав по управлению предприятием, но базовой целью его работы должно стать погашение долгов перед кредиторами посредством восстановления нормальной финансовой динамики.

В рамках внешнего управления в отношении стратегического предприятия или компании могут быть предусмотрены сделки, которые не относятся к текущей хозяйственной деятельности должника, направленные на следующее (по п. 4 ст. 195 127-ФЗ):

  • продажу предприятия;
  • отчуждение и обременение (передача в залог) недвижимого имущества;
  • распоряжение прочим имуществом компании, которое превышает 5% от величины активов должника;
  • получение займов, кредитов, передачу поручительств и гарантий, организацию доверительного управления на предприятии, перевод долга;
  • покупку акций и долей в иных компаниях;
  • заключение договоров простого товарищества.

При этом внешнему управляющему запрещается отказываться от договоренностей, связанных с выполнением гособоронзаказа, отчуждать некоторые виды имущества, которые предназначены для оказания услуг по госзаказу для оборонных целей (на основании п. 5, 6 ст. 195 127-ФЗ).

Читайте также:  Взыскание денежных средств по договору оказания услуг

При организации торгов для продажи имущества стратегического предприятия управляющий может воспользоваться открытыми и закрытыми процедурами. При этом при продаже предприятия, как имущественного комплекса, необходимо использовать такой способ продажи, как конкурс.

Если в составе имущества должника числится имущество, которое признано ограниченно оборотоспособным, то предприятие продается через закрытый конкурс. К участию в закрытом аукционе допускают ограниченный спектр участников, которые вправе являться собственниками таких предприятий.

Покупатели должны гарантировать сохранение профиля деятельности предприятия и продолжение выполнения работ по гособоронзаказу и обеспечению федеральных нужд.

Профильное контролирующее ведомство в дельнейшем вправе расторгнуть действующий договор купли-продажи, если докажет, что покупателем не было сохранено целевое предназначение предприятия, как единого комплекса. В таком случае предприятие вернут обратно государству.

Если работа стратегического предприятия имеет оборонный профиль, то РФ обладает преимущественным правом его покупки. В отношении конкурсных кредиторов и аффилированных лиц законодательно введен запрет на участие в торгах.

Победитель конкурса должен в течение месяца после подписания итогового протокола по конкурсу подписать договор купли-продажи. Затем 30 дней отводится ему на оплату стоимости предприятия по акту.

Этап 6. Введение этапа конкурсного производства.

Этап конкурсного производства – завершающая стадия процедуры банкротства.

Переход к конкурсному производству указывает на то, что суд не видит потенциала для восстановления платежеспособности на предприятии.

На данной стадии происходит формирование конкурсной массы для реализации имущества должника и погашения из этих средств требований кредиторов.

При продаже имущества должника должны учитываться правила и ограничения, которые прописаны в ст. 196 127-ФЗ. По результатам конкурсного производства компания перестает существовать.

Таким образом, стратегические предприятия также могут быть признаны банкротами. Сама процедура банкротства в отношении таких компаний происходит по общему алгоритму, но с некоторыми особенностями.

Такие особенности связаны с правовым статусом стратегических предприятий и их социальной значимостью. Для признания стратегического предприятия банкротом требуется, чтобы сумма долговых обязательств превысила 1 млн р. (по сравнению с 300 тыс. р.

в стандартном случае), а продолжительность просрочки составила более 6 месяцев (3 месяца в стандартном случае).

Также по нормам 127-ФЗ о банкротстве ликвидация юрлица со статусом стратегического предприятия должна происходить в исключительных случаях: только если меры по восстановлению платежеспособности не будут иметь положительного эффекта. Суд наделен правом не учитывать мнение собрания кредиторов при введении этапа финансового оздоровления.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/strategicheskikh-predpriyatiy.html

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Что за процедура банкротство градообразующих организаций? Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

В статье подробно поговорим, что такое банкротство стратегических предприятий и организаций.

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности».

Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Согласно законодательству, банкротство юрлиц оформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)).

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления.

Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:

  • проверка финансовой отчетности;
  • выявление заведомо убыточных для компании сделок;
  • проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  • выделение средств из бюджетов разных уровней;
  • проведение реструктуризации в самой компании;
  • оптимизация структуры компании;
  • оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:

  • наличие убыточных филиалов;
  • слишком раздутый штат сотрудников;
  • использование устаревшего энергозатратного оборудования.

На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:

  • продажу убыточных филиалов предприятия;
  • отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
  • оптимизировать штатную численность сотрудников.

Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику очередности выплат:

  1. ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
  2. погашение задолженности по заработной плате;
  3. выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
  4. погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия.

Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации.

В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Источник: https://pred-pravo.ru/bankrotstvo-strategicheskih-predpriyatij-i-organizacij/

Ссылка на основную публикацию